Фонды в Лихтенштейне. часть 1: преимущества фондов и их виды

Мы начинаем цикл статей про популярные частные фонды в Лихтенштейне, в рамках которых будут рассмотрены виды лихтенштейнских фондов, их структура, налогообложение и роль разных исполнительных лиц. 

1. Фонд в Лихтенштейне и его преимущества

Фонд используется для законного отчуждения активов учредителя путем их передачи в пользу юридического лица, обладающего самостоятельной правоспособностью, т.е. в фонд. В отличие от коммерческой компании фонд не имеет акционеров/владельцев, но имеет бенефициаров, которые наделены правом пользоваться активами фонд и/или получать доходы от фонда в соответствии с волей учредителя.

Новое законодательство по фондам в Лихтенштейне вступило в силу 1 апреля 2009 года. Оно предоставляет и общественным (благотворительным) фондам (common-benefit charitable foundations) и частным фондам (private-benefit foundations) привлекательную правовую основу, а также позволяет Лихтенштейну стать одной из наиболее привлекательных юрисдикций для регистрации фонда. В международной юридической литературе новое законодательство по фондам называется как наиболее цельное и близкое к практике использования, так как в написании редакции закона участвовали лихтенштейнские юристы, работающие с фондами ежедневно.

Фонд в Лихтенштейне - отличный инструмент для владения недвижимостью и защиты активов. Вот некоторые из его преимуществ:

Гибкость в учете интересов бенефициарных владельцев

Учредитель обладает полной свободой в отношении того, кого он хочет назначить бенефициаром фонда. Он также имеет абсолютную свободу выбора о том, как сформировать структуру полномочий каждого из будущих бенефициаров. Таким образом, можно, в частности, установить определенный суммы, сроки и условия выплат бенефициарам.

Выплата бенефициарам может включать весь доход от использования активов фонда за отчетный год или может быть фиксированной годовой суммой. Также можно сделать так, что выплата состоится всего один раз по достижении бенефициарами определенного возраста. Таким же образом разрешается определить только одну группу бенефициаров (например, членов семьи учредителя) и оставить на усмотрение Совета фонда, кому и в каком объеме будет сделана выплата. Условия, регулирующие интересы бенефициаров могут быть изменены при условии, что учредитель при создании фонда создал такую возможность в учредительных документах. Кроме того, учредитель может создать комбинированную систему выплат, когда часть дохода распределяется в пользу общественных нужд и организаций, а другая часть - в пользу семьи учредителя или в пользу других лиц. Через некоторое время учредитель также может реорганизовать семейный фонд в общественный (благотворительный).

Управление недвижимостью в пользу будущих поколений

В наследственном праве и порядке наследования обычно невозможно установить механизм наследования, который будет длиться несколько поколений. Кроме того, проверка установленного завещанием порядка наследования может потребовать огромное количество времени и сил, особенно если наследники живут в разных странах. А сами наследники, если они единодушны в своем желании, могут распорядиться имуществом по завещанию иначе, чем было установлено. Однако, в лихтенштейнском фонде учредитель может указать бенефициаров на многие поколения вперед. В праве Лихтенштейна не содержится так называемого в английском общем праве “Правила против вечных” (“Rule against perpetuities”), по которому запрещается привязывание собственности на слишком долгое время после жизни тех людей, во время жизни которых завещание было написано. В Лихтенштейне Совет фонда следует только инструкциям учредителя и проверяет их соблюдение. Договоренности о порядке наследования могут быть изменены, если такая возможность была предусмотрена учредителем при создании фонда.

Нет необходимости ждать завершения наследственных дел

Активы фонда больше не принадлежат учредителю с того момента, как он передал их в фонд, наоборот, фонд сам по себе, будучи юридическим лицом (именно юридическим лицом, а не лицом без образования юридического лица, как например, английский или кипрский траст), владеет такими активами. По этой причине после смерти учредителя не может возникнуть никаких оспариваний в отношении активов фонда как активов учредителя. Активы фонда полностью обособлены от учредителя и его имущества, которое не было внесено в фонд. Это очень большое преимущество, особенно, если активы фонда (банковские счета, недвижимость и т.д.) находятся в разных странах или сам учредитель жил в разных местах. В этом случае оспаривание прав на имущество может быть и долгим по времени, и крайне дорогим.

В случае смерти бенефициара его распоряжения в отношении имущества фонда не теряют силу. Наоборот, будущие бенефициары, которые были определены учредителем фонда, становятся новыми бенефициарами. Следовательно, они не должны ждать результатов наследственных дел в стране проживания учредителя, а сразу могут получить доступ к активам фонда, если такой порядок был предусмотрен учредителем.

Контроль учредителя над фондом

Право Лихтенштейна позволяет учредителю сохранить широкие полномочия и контроль над фондом, который он учредил. Учредитель может самостоятельно войти в Совет фонда или назначить самого себя его бенефициаром. Он также может сохранить право аннулировать фонд, изменить Устав фонд, назначать или увольнять членов Совета фонда. И наоборот, фонд может быть создан в таком виде, что учредитель может полностью исключить свое влияние на решения фонда.

Кроме того, учредитель может создать другие исполнительные органы помимо Совета фонда. В одном случае это могут быть контролирующие органы, которые должны будут убедиться в исполнении Советом фонда воли учредителя (так называемые протекторы), в другом случае контролирующие органы могут быть наделены правом принятия решений в отношении инвестиций или даже в отношении назначения выплат. И наконец, учредитель может при желании назвать фонд своим именем, что позволит увековечить его имя (особенно если это общественные и благотворительные фонды) исключительно в положительном смысле.

Защита активов

Создавая фонд, личные активы могут быть защищены от вмешательства третьих лиц и рейдерских захватов, чего опасаются многие предприниматели в России. Лихтенштейн заключил двусторонние соглашения о признании решений судов другой страны только с Австрией и Швейцарией, следовательно, решения судов других стран не могут быть приведены в исполнение в Лихтенштейне. Таким образом, судебные действия в отношении лихтенштейнского фонда в большинстве случаях должны проводиться в судах самого Лихтенштейна. Более того фонд в Лихтенштейне может быть эффективным инструментом для защиты учредителя и бенефициаров от политической нестабильности в их стране проживания.

Сохранение семейных активов

Переводя свои активы в лихтенштейнский фонд, учредитель может быть полностью уверен, что семейные активы будут сохранены на многие поколения вперед. Таким же образом можно сохранить, например, акции своих контролируемых компаний. Право Лихтенштейна позволяет держать акции других юридических лиц, включая акции т.н. семейного бизнеса, в соответствии с волей учредителя многие десятилетия. Гибкость, необходимая для любой экономической деятельности, может быть достигнута путем правильного структурирования учредительных документов фонда. В противном случае если фонд не был создан, то акции семейного бизнеса после смерти их владельца в большинстве случае делятся между его наследниками. Когда умирают сами наследники, то уже их будущие наследники вступают в права и так далее. Такой порядок не позволит гарантировать, что семейный бизнес останется “в семье” на долгое время и не гарантирует надежное управление таким бизнесом.

Почти сто лет лихтенштейнскому законодательству о фондах

В последние годы многие страны имплементировали структуры частных в фондов в свое законодательство, часто следуя модели Лихтенштейна. Само по себе право Лихтенштейна о фондах существует уже более 90 лет с 1926 года. Юристы, суды, государственные органы тесно связаны с законодательством о фондах, а значит хорошо знакомы с ним на практике.

Почему важно, что законодательство Лихтенштейна о фондах существует уже так давно? Дело в накопившемся количестве судебных дел и решений, которые за долгие десятилетия позволили сформировать практику применения и юридическую однозначность в толковании многих положений законодательства. Именно этого не хватает многим конкурирующим структурам вроде панамских и кипрских трастов. Стоит также отметить, что бенефициары в Уставе фонда могут установить разрешение споров путем арбитража, а не через государственные суды, что дает гибкость и мобильность.

Лихтенштейн как современный финансовый центр Европы

Лихтенштейн граничит с Австрией и Швейцарией, до него легко доехать из Германии и Италии. С 1923 действует таможенный и валютный союз со Швейцарией, что позволяет использовать швейцарский франк - одну из самых стабильных валют мира - как национальную валюту Лихтенштейна. С 1995 года Лихтенштейн является полноправным членом ЕЭС и поэтому участвует в свободном движении товаров, услуг и капитала на едином европейском рынке. Лихтенштейн также является членом ВТО, ЕАСТ, ООН, Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций.

Лихтенштейн имеет прогрессивную и стабильную правовую, экономическую и социальную среду. Государственные органы ориентированы на помощь как бизнесу, так и обычному потребителю. В отличие от многих других стран даже во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов лихтенштейнские банки и финансово-кредитные институты не получали никакого государственного финансирования, что подтверждает надежность и стабильность местных банков. Standard & Poor’s оценили суверенный рейтинг Лихтенштейна как ААА.

Как участник международной борьбы с легализацией денежных средств, нажитых преступных путем, и финансирование терроризма Лихтенштейн дополнил свое законодательство новыми правилам. Были имплементированы третья Директива ЕС о борьбе с отмыванием денег (полное название Директивы: DIRECTIVE 2005/60/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing), рекомендации ФАТФ. Лихтенштейн также заключил ряд соглашение о возможности обмена налоговой информации по разумному мотивированному запросу (ссылка на приложение со странами). Но, однако, Лихтенштейн не обменивается в автоматическом порядке по неперсонализированным и немотивированным запросам (“проверочные” запросы не обрабатываются). Лихтенштейн является также участником Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене информацией о банковских счетах нерезидентов, но начнет такой обмен с 2020 года, в настоящее время подписано 29 межстрановых соглашений об автоматическом обмене (28 - со странами ЕС и с США). Но несмотря на интеграцию Лихтенштейна в международные требования прозрачности Лихтенштейн тем не менее сохраняет традиционные преимущества как юрисдикция для международного налогового планирования: низкие и предсказуемые налоги, строгое законодательство в отношении конфиденциальности и безопасности бизнеса и правил его ведения.

 

2. Источники права Лихтенштейна о фондах

Право Лихтенштейна о фондах впервые было кодифицировано в 1926 году, а единственный раз, когда вносились изменения, был в 2008 году. Модель законодательства о лихтенштейнских фондах была использована и в других странах. Например, Австрийский закон о частных фондах 1993 года ("Privatstiftungsgesetz"), Панамский закон о частных фондах 1995 года («fundación de interés privado»), Закон Джерси о новых фондах 2009 года (Jersey’s new Foundation Act).

С 2001 по 2008 год проводилась научная работа по выявлению положений законодательства о фондах, которые стоит модифицировать или изменить для современных условий. Многие практикующие юристы и финансовые консультанты Лихтенштейна были задействованы в работе правительства по внедрению изменений. Парламент Лихтенштейна проголосовал за принятие закона 26.06.2008 и было опубликовано в юридическом вестнике Лихтенштейна в 2008 году под номером 220 (Liechtenstein law gazette (LGBl.) 2008 no. 220). Новое законодательство сохранило традиционный либерализм права о фондах и добавило новые и инновационные положения, которые отвечают современных представлениям о том, как должен работать частный фонд.

Новое законодательство о фондах было принято в статье 552 §§ 1-41 Закона о лицах и компаниях (Persons and Companies Act, PGR) и вступило в силу с 1 апреля 2009 года (примечание: все упоминания в дальнейшем про статьи закона будут иметь ввиду именно §§ 1-41 Закона о лицах и компаниях). Полный текст закона доступен для скачивания на немецком или английском языках по ссылке: … В дополнение общий раздел о юридических лицах, изложенный в статьях 106-245 Закона о компаниях, относится также и к фондам. Актуальную версию Закона о лицах и компаниях можно посмотреть по ссылке www.gesetze.li (только на немецком языке).

С 1995 года, при полном сохранении Таможенного соглашения со Швейцарией, Лихтенштейн вступил в Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), в котором участвуют все страны ЕС, а также страны Европейской Ассоциации Свободной Торговли: Норвегия, Исландия, Швейцария и сам Лихтенштейн. Благодаря вступлению в ЕЭС в Лихтенштейне применяются 4 основные свободы Европейского Союза (свободное перемещение товаров, капитала, труда и услуг). Таким образом, юридические лица, зарегистрированные в Лихтенштейне не могут подвергаться дискриминации в любой стране ЕС или ЕЭС.

 

3. Определение фонда и его виды

Фонд как инструмент для специальной цели

Определение фонда дается в § 1 нового закона о фондах: учредитель передает активы в пользу юридического лица, а именно в пользу фонда, для достижения некой долгосрочной цели, которая была им обозначена. Активы фонда с правовой точки зрения полностью отчуждаются от личных активов учредителя.

Фонд не имеет ни владельцев, ни акционеров, но имеет бенефициаров, т.е. физических лиц, в чью пользу работает фонд и достигает определенную долгосрочную цель. В круг бенефициаров может входить и сам учредитель фонда. Учредитель, если он того желает, может сохранить за собой определенные им права после создания фонда. Для достижения целей учредителя в фонде должен быть создан исполнительный орган - Совет фонда.

Каждый фонд должен иметь свою собственную цель. Несмотря на то, что учредитель обладает свободой выбора в отношении выбора цели, тем не менее фонд может вести коммерческую деятельность только в очень ограниченном виде. Если бизнес сам по себе имеет общественно значимый смысл и является, например, больницей, то общественный (благотворительный) фонд обладает полной свободой вступать в правовые отношения.

Существуют некоторые основные отличия между общественным (благотворительным) и частным фондом:

Общественный (благотворительный) фонд

В соответствии с § 2, пункт 2 общественный (благотворительный) фонд - это фонд, чья основная деятельность полностью или преимущественно служит интересам общества. Он поддерживает общества в любой возможной сфере: благотворительность, религия, наука, культура, спорт, экология и т.д. Общественный фонд может также быть создан в интересах ограниченной группы лиц, но при этом не являться закрытым семейным фондом. Например, общественный фонд может иметь целью финансовую поддержку сотрудников определенной компании и их иждивенцев. Однако, семейный фонд никогда не признается общественным фондом, даже если его цель - поддержка тех членов семьи, которые временно находятся в нужде.

Частный фонд

В соответствии с § 2, пункт 3 частный фонд - это фонд, чья основная деятельность полностью или преимущественно служит интересам частных лиц. Если неясно, служит фонд общественным или частным интересам, что достаточно редкий случай, то фонд признается общественным. В Уставе фонда можно прописать положение о смене типа фонда при наступлении определенного события. Например, фонд создается как семейный, но после смерти учредителя преобразовывается в общественный фонд.

Определение семейному фонду дается в § 2, пункт 4. Частный семейный фонд - это фонд, чьи активы служат исключительно для поддержания членов семьи, например, оплата их обучения, медицинских расходов и иная поддержка в пользу семейных интересов и нужд. В то же время существуют смешанные семейные фонд, в которых преимущественно соблюдаются интересы определенной семьи, но также фонд может поддерживать и общественные интересы, и интересы третьих частных лиц.

Также можно учредить “фонд для поддержки”, целью которого будет финансовая или иная нематериальная поддержка определенных лиц или семьи в целом, когда они окажутся в нужде. Частный фонд может владеть акциями компаний и управлять ими, тогда он будет классифицирован как “холдинг-фонд”. Цель такого фонда - оказывать влияние на политику компании в целом. В противоположность этому стоит отметить, что частный фонд не имеет права самостоятельно вести коммерческую деятельность.