29 декабря 2017 года в Гонконге был опубликован Законодательный акт о налоге на прибыль (Inland Revenue (Amendment) (No. 7) Bill 2017), который ввел двухуровневую систему налогообложения.
Основные цели налоговой реформы это поддерживать конкурентоспособную систему налогообложения для повышения экономического развития, а также сохранить низконалоговый режим для организаций. Налоговая реформа 2018 года в Гонконге позволит:
- снизить общую налоговую нагрузку на малый и средний бизнес;
- реинвестировать сэкономленные на налогах средства в обновление технического оборудования и программного обеспечения для повышения эффективности работы;
- получить смягчение налоговой нагрузки на успешные социально-значимые организации;
- закрепить Гонконг как одну из наиболее популярных юрисдикций для работы международного бизнеса.
Двухуровневая система налогообложения
Новая двухуровневая система налогообложения будет применяться к организациям с финансового года, начинающегося с 1 апреля 2018 года, и позволит использовать следующие ставки:
- 8,25% на доход организаций до 2 млн гонконгских долларов (около 255 тысяч долларов США);
- 16,5% на доход организаций свыше 2 млн гонконгских долларов.
При этом Служба внутренних доходов Гонконга пояснила, что дробление бизнеса на несколько компаний с доходом до 2 млн HKD с целью мультиплицирования эффекта налоговый выгоды будет отслеживаться и пресекаться. Подобной группе компаний необходимо будет подать уведомление в IRD о назначении главной компании-бенефициара налоговой льготы, которая получит право платить налог по ставке 8,25%, остальные компании по-прежнему должны будут платить 16,5% со всего налогооблагаемого дохода.
Ключевые изменения в налоговое законодательство Гонконга
Принципы налогообложения Гонконга представлены в Постановлении о внутренних доходах (Cap.112 Inland Revenue Ordinance). Налоговая реформа вводит следующие изменения в действующее налоговое законодательство:
Изменение |
Описание |
Параграф 14 (изменен) |
Взимание подоходного налога будет изменено для каждого финансового года, начинающегося с 1 апреля 2018 г. Подоходный налог будет взиматься в соответствии с новыми Схемами 8A или 8B (см.ниже). |
Параграф 14AA, 14AAB и 14AAC (новый) |
Параграф 14AA будет включать в себя определение организации (entity) и индивидуального предприятия (sole proprietorship business). Параграф 14AAB определяет организацию как взаимосвязанное лицо (connected entity) по отношению к другой организации, если:
Параграф 14AAC устанавливает: что если две или более организаций являются взаимосвязанными, то двухуровневые ставки подоходного налога могут быть применены только к одной из них. В частности:
|
Схема 8A и 8B (новая) |
Схемы 8A и 8B будут добавлены для уточнения процедуры взимания подоходного налога при двухуровневой системе налогообложения для корпораций и незарегистрированного бизнеса. Этот режим будет применяться с 1 апреля 2018 г. Параграф 1 Схемы 8A применяется к взиманию подоходного налога с лиц, отличных от корпораций, а именно с незарегистрированного бизнеса:
Параграф 2 Схемы 8B применяется к взиманию налогов с корпораций, включая партнеров в партнерствах: для корпораций:
для корпораций, являющихся партнером в партнерстве:
|
Схема 43 (новая) |
Схема 43 устанавливает процедуру переходного периода по взиманию подоходного налога в течение финансового года, начинающегося с 1 апреля 2018 года. В частности заявление на удержание переплаты предварительного налога на прибыль по дополнительным основаниям может быть подано, если:
Заявление в письменном виде должно быть подано не позднее 28 дней до дня, когда должен быть оплачен предварительный налог на прибыль или в течение 14 дней после даты уведомления об уплате предварительного налога на прибыль. |
Налоговая реформа Гонконга в срезе международного налогового планирования
Общемировая тенденция на снижение ставок налога на прибыль организаций нашла свое отражение и в Гонконге, которому пришлось пойти на снижение базовой налоговой ставки, чтобы сохранить свою инвестиционную привлекательность для международного капитала. Налоговая реформа явно направлена на малый и средний бизнес, борьбу за который Гонконг ведет с Сингапуром, давно использующем градацию налоговой ставки для малого и среднего бизнеса даже на двух, а на трехуровневой основе.
При этом налоговое законодательство Гонконга сохраняет действующий принцип территориального налогообложения, которым часто пользуются предприниматели из других стран, зарегистрировав компанию в Гонконге.